суббота, 26 декабря 2009 г.

СПОСОБ ЛИЧНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ…


Книгу Дженис Рэдуэй «ЧИТАЯ ЛЮБОВНЫЕ РОМАНЫ» я купил потому что она точно попадала в две темы, которые меня волнуют сегодня. О самих темах распространяться не буду, потому что на одну пишу довольно большое сочинение (чем объясняется и редкость моего появления в журнале в последнее время), на вторую тему думаю, и работа «которая стала неотъемлемой частью гуманитарных дисциплин» (выписка из аннотации) мне годится для обеих тем.
Не пожалел о покупке ни разу, что уже хорошо, хотя к феминизму отношусь настороженно: больно все плоско в этой нехитрой науке ( или социальном движении, пусть каждый считает, как ему удобно).
Может быть дело в том, что этот самый феминизм, а его в тексте немало:

«Я предлагаю рассматривать чтение любовных романов как способ личного сопротивления женщины своему положению в обществе, которое полагает, что ответственность за эмоциональную заботу о других лежит исключительно на женщинах».
(это начало книги)

«… женщина есть ресурс всегда находящийся в распоряжении своих домашних».
(это середина)

«…тогда мы сможем объединить усилия с другими женщинами, нашими сестрами и вместе придумать мир, в котором потребность в романтической прозе отпадет сама собой».
( а это самый конец)

Так вот этот самый феминизм не мешает автору видеть что-то еще, кроме угнетенного положения женщин. Видеть четко и формулировать точно. Вот несколько выписок, например, о чтении, как индустрии в современном западном обществе:

«Они считали, что легче представить аудитории нового автора, вписав его произведения в ранее формализованный канал связи, нежели, сделав ставку на его уникальность, искать специально для него аудиторию».

«Теперь характер деятельности этих издательств радикально изменился, в частности превратившись из постоянного поиска или даже создания аудитории для конкретного текста в поиск или создание текста для уже сформировавшегося круга читателей»

«Таким образом, факт покупки необязательно означает одобрение продукта; в отношении массовых товаров он вполне может свидетельствовать лишь о существовании потребности, которая, возможно, удовлетворяется не полностью».

За этим следует крайне любопытный анализ того, кто читает любовные романы, для чего они ( а читатели - в основном женщины) это делают, что они от них ждут, и что в итоге получают. Что им нравится и что не нравится в этом виде литературы, как должен выглядеть «идеальный роман» и «провальный»…
Интересно это кому-то или нет – решать читателю, а для меня в этом оказался потрясающий портрет обыденного сознания, а д ля меня эта тема крайне увлекательна сегодня…
Не убежден, что госпожа Рэдуэй ставила для себя такую задачу – создать данный портрет, но хотела она или нет, она его создала.
Вот несколько отрывков, а чуть ниже первые мысли, которые пришли в голову исходя из этого сложенного мной портрета:

«… толчком к карьере, сделавшей ее миллионершей тоже послужило желание писать такие же книги, как те, которые ей больше всего нравились».

«Несколько женщин рассказали о своем разочаровании от встречи с любимой писательницей, которая оказалась не очень красивой и не слишком хорошо одетой».

«…в списке причин, привлекающих героя, ум и индивидуальность женщины стоят выше ее сексуальной привлекательности…»

«В современной романтической прозе преобладают клише, она отличается скудным словарным запасом, простым синтаксисом и построена на самых простых литературных приемах реалистического романа девятнадцатого века».

«Типичная ситуация: автор, описав словесную реакцию героини, которая, совершенно очевидно, была вызвана гневом, в заключение еще раз разжевывает свою мысль: «Она рассердилась».
Коротко говоря, эти приемы помогают снять беспокойство по поводу того, что текст может быть как-то иначе истолкован. Благодаря им даже самые ленивые и не обладающие воображением читательницы поймут не только, что происходит, но и что все это значит.
Такой прием гарантирует, что читательницы, столько времени проводящие за книгой, будут воспринимать его не как труд, а как отдых».

Последняя цитата взята из трех разных мест, поэтому она такая длинная, но поскольку они все размещались на одной странице, то я позволил себе их объединить.
Итак, что мы имеем с гуся?
Обычный нормальный человек ( а нельзя забывать, что таких на земле девяносто процентов, а то и больше) хотят видеть вокруг себя только то, что они уже знают и привыкли видеть. В самом отчаянном случае они хотят это же самое и создавать.
С его точки зрения автор и герой это одно и тоже.
Женщины больше ценят в себе не привлекательность, а ум и индивидуальность. Вполне возможно, что тут просто дело в том, что убедить себя в том, что два последних качества тебе присущи, легче, чем одно первое.
Идеально с ними разговаривать простыми предложениями, языком девятнадцатого века.
Любая деятельность, для того, чтобы привлекать людей должна восприниматься ими не как труд, а как отдых.
Ну вот, что получилось вот так, налету, кавалерийским наскоком, хотя наверное, если поразмышлять еще, можно найти много нового и интересного на эту тему.
Так что какой тут «способ личного сопротивления»?

Комментариев нет: