суббота, 6 июня 2009 г.

С этой книгой у меня связана странная история. Где-то я прочитал, что она может быть мне интересна и отправился в МДК, нет ли ее там. Есть по цене… 800 руб. Я с трудом нашел томик на полке, пролистал, понял, что нужна и купил. И только потом, обнаружив в Интернет-магазинах (и не в одном) ее же за двести рублей, понял, что произошло – книга, изданная в 2000 году простояла на Новом Арбате девять лет по старой цене.
Но я не пожалел о покупке, скорее, посочувствовал тем, кто не купил…Что у нас за страна, что такое долго не продается?
Итак, Георгий Юрьевич Любарский «Морфология истории».
Вот мнение одного из читателей в сети «Эту талантливую и глубокую книгу можно поставить в ряд с классическими работами Данилевского, Шпенглера, Тойнби»
Присоединяюсь.
Если в двух словах: мы сегодня имеем к истории подход физический, а физика имеет дело с телами неживыми, изменения которых почти полностью определено и предсказуемо.
И Любарский предлагает попробовать применить к истории биологические методы. Они, конечно, тоже не могут целиком подойти для такой работы, но годятся заведомо лучше, чем физические – биология, как известно, имеет дело с существами живыми и действующими самостоятельно, что несколько ближе к изучаемому предмету. Так что не забывая о том, что люди не животные и не растения, можно пробовать применить указанные методы, хотя бы частично.
Получается очень интересно…
Но пересказывать не хочется, испытайте сами, вкус тонкого блюда передать нельзя, его можно только попробовать.
Нет, не все в этой книге замечательно, с чем-то я не согласен, к сожалению, есть некоторые фактические ошибки. Я заметил, как минимум одну – не было в православной России древней традиции общей исповеди, как говорит автор, она появилась только в начале двадцатого века, когда к Иоанну Кронштадскому приходили тысячи людей…Но не бывает (и слава Богу) ничего совершенного.
А в целом – поразительная эрудиция, умение видеть с неожиданной стороны, мыслить непривычно… Удовольствие от чтения – огромное, тем для размышлений – множество. А язык… Давно не попадалось такого русского языка, даже в художке, не говоря о научной работе…
Вот несколько примеров того, как человек мыслит и пишет:

… современное образование не инструмент воспроизводства культуры, а государственный институт поддержания однообразия…

… не просто поймем причину (причина вещь не дорого стоящая их можно найти множество) …

… если от права можно сбежать, то это уже не право, а призыв не быть ленивым…

Контроль того, что называют «научным мировоззрением», за «паствой», несравненно сильнее церковного контроля в Средние века…

…Что это за срок - между отменой феодальных прав и революцией? Это время накопления культуры, это срок жизни тех самых непоротых поколений, которые такую культуру могут создавать. Бесправные люди не могут уважать чужие права…

…у древних греков вместо того, что сейчас называется совестью, были эриннии; душевные муки приходили к греку извне…

… человек в силу самого экономического устройства общества наиболее эффективно трудится тогда, когда он работает на других, а работая на себя он терпит убытки. Это не моральная норма, а требование современной экономической жизни – работать на других.


PS Оказывается есть в сети - здесь

Комментариев нет: