суббота, 5 сентября 2009 г.

А В КОНЦЕ ВСЕ ЖИВЫ…



Меня давно и настоятельно интересует феномен массовой культуры. Я знаю о ней мало, сам не ем, но все время хочу понять, что это за язык такой, на котором говорят 90% населения Земли, а остальные при этом только названии нос воротят? Не может же быть, чтобы такая прорва народу и вся была тупая и ни в чем не права?
Поэтому, когда я увидел на прилавке книгу Артема Троицкого «Я введу вас в мир поп» (интересно последнее слово это родительный падеж множественного числа или все-таки имеет отношение к культуре?) купил немедленно. И страшно удивился, что это второе издание… И страшно обрадовался, что это запись курса лекций, прочитанных Артемием Кивовичем студентам журфака МГУ.
Потому что, кому как не ему рассказывать о попсе?
Потому что знает…
И кого, как не его на эту тему слушать?
Потому что знает, да еще и умеет говорить, да еще и умеет любить и вознести, но с должной долей иронии, ненавидеть и высмеять так, что потом даже хоронить нечего.

Что же в книге обнаружилось?
Кроме истории попсы в России и во всем мире, кроме раздумий на тему «Попса и СМИ», «Попса и секс», «Попса и деньги»?
Довольно много интересных фактов, высказываний и размышлений которыми делится, как сам господин Троицкий, так и те, кого он приглашал в МГУ, в качестве «наглядных пособий».
Например:

«Эдита Пьеха проработала в детском доме для больных и немощных детей, ухаживая за ними за обычную зарплату санитарки. Она проработала там всю жизнь»
.
«Опасайтесь случайных общественных связей».

«… наибольшим авторитетом в сети сегодня обладают уже не производители контента, а те, кто умеет привлечь к нему аудиторию, своего рода «диспетчеры внимания». (…) «Их задача – не принудительно информировать, не влиять на мировоззрение аудитории путем отбора «нужных» фактов, но «замкнуть» на себя максимальное количество сообществ, каналов информации по «своей» теме».

«На самом деле как раз аудитория этих станций (которые крутят джаз, классику… «и прочую музыку для взрослых и образованных -АКТ» - МК) , я уверен, значительно богаче, чем аудитория, скажем, слушателей «Нашего радио»».

«От всей предыдущей поп-музыки она (электронная танцевальная музыка-МК) отличается тем. что ее как правило невозможно слушать. Она строго функциональна, предназначена только для того, чтобы под нее отплясывать»

Последние две фразы принадлежат самому Артемию и вводят нас во второй ряд обнаруженного мной в тексте – в его (Троицкого) своеобразный юмор и стиль.
Вот примеры:
о передаче «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»

«Она была абсолютно ужасная, выходили дядьки в клешах, на красивом немецком языке объявляли «Boney M». Там все было довольно скромненько, Россия от этого просто умирала».

«… каждый раз, когда ты наблюдаешь за людьми (…) понимаешь, что средний человек всегда ниже среднего».

«С таким же успехом, как там барды дергают за струны гитары, можно было бы включить метроном, разницы бы не было. При том, что музыки нет, имеется глубокое поэтическое, философское, лирическое и туристическое содержание».

«Этот принцип (человек всегда важнее обстоятельств-МК) фундаментально не совпадает с глобальным принципом российской (…) культуры, потому что у нас всегда обстоятельства сильнее человека, поэтому все равно в конце все умерли».

Короче, ответа на свой вопрос «Что же в попсе правда?» я так и не нашел, кроме разве вот этого:

«… и эта музыка (попса-МК), говоря пафосно, служит тому, чтобы дарить людям хорошее настроение и зарабатывать на этом деньги».

Но это я знал и так, может, только без пафоса.
Однако послевкусие по прочтении осталось, словно просидел несколько вечеров за пивом с ироничным, умным и хорошим человеком…
А разве этого мало?

Комментариев нет: