среда, 16 сентября 2009 г.

ИЛИ Я ЗА РЮМКУ ВОДКИ НЕ ЗАКЛАДЫВАЛ ШТАНЫ?



Раскрыл книжку на обложке которой стояло - Ю Кульпина «Генезис пьянства и хулиганства в России», пролистал несколько страниц и расстроился. А что сказать, если в одной из первых глав попадается такая вот строчка «Прыжов и Афанасьев «… о тяжелых социальных условиях и появившихся обычаях ничего не пишут…»? Сразу повеяло совком, захотелось перевернуть обложку и посмотреть, что там написано про автора, не профессор ли застойных времен? Не все ли и всегда определяется в ее жизни «тяжелыми социальными условиями»?
И здесь же анализ пьянства в России с помощью пословиц и поговорок… Типичные пятидесятые годы, сейчас нам расскажут, какие русские хорошие, но несчастные, как их темные силы злобно гнетут, и если «дать им пожрать немного, то сразу все честно заживут…» И вот дали, и вот зажили…
Правда несколько успокоила цитата тоже в самом начале: человек, про которого я к стыду своему не знал ничего, А Я Флиер писал «…политика управляет средствами насилия или угрозы таковых, идеология – средствами манипуляции общественным сознанием, экономика – нашими материальными интересами, а культура… - путем манипуляции заученными с детства стереотипами социального поведения и миропонимания…»
Ладно, подумал я, раз она такое грамотное суждение цитирует, буду читать…
И не пожалел…

«Наковырял» множество интересных фактов, например:
«…в1741 году отменена присяга помещичьих крестьян на верность вступающему на престол государю…», то есть основное население России престало ощущать себя принадлежащим стране, а только своему личному хозяину.
«В 1850 гг. … общее число нерабочих дней в году доходило до 230, а в начале ХХ века 258» (ссылка на Миронов Б.Н. «Социальная история России»)
За десять лет после отмены крепостного права количество преступлений среди крестьян возросло вдвое, а к 1913 году впятеро.
Треть промышленных рабочих России перед революцией имели собственное жилье
В первые годы Советской власти существовали шайки хулиганов, в которых собирались взносы и избиралось руководящее бюро. И эти шайки в своей деятельности доходили до того, что срывали полет самолета, останавливали заводы, подрывали рельсы и паровозы.

Но не это главное в книге, интереснее другое: оригинальный взгляд на проблему вынесенную в заглавие.
В чем идея? Остроумно применено сравнение впечатлений иностранных путешественников по России. Ездили они в разное время, записывали то, что видели, в результате мы получаем некую временную последовательность картинок. Не знаю, новое это или кто-то уже именно такой хронологический анализ применял, но здесь он доказателен и уместен. Выяснилось, что
«… отличия русских в питии спиртных напитков долго не были принципиальными и только в более позднее время стали таковыми…»
Потом что-то изменилось со временем и началось в России поголовное пьянство.
«Что изменилось, причем изменилось кардинально в жизни русского народа за полтора века (начало шестнадцатого- вторая половина семнадцатого – МК) чтобы пьянство и следствие его – разнузданное поведение людей стало нормой жизни?»
Ответ автора: в конце шестнадцатого века разразилась социально-природная катастрофа, (причины и характеристики ее читайте в книге, здесь вкратце – нехватка годной земли, невозможность прокормиться и прокормить семью, полное катастрофа с тем, что мы сегодня называем самооценка) миллионы людей оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу.
«Народ, состоящий из бомжей – это настолько специфическое общество, что его не знает история благополучной Европы».
И народ ответил – пьянством, ленью, ненавистью к начальству, подразумевая под этим словом все, что «не мы».

«Подать оплачена, хлеб есть и лежи на печи» Крестьян, пытавшихся работать в воскресенья и праздники, сами же крестьяне и наказывали

И до сих пор мы не можем выбраться из той ямы, в которую тогда попали, потому что последствия этой катастрофы не преодолены до конца до сих пор.
Конечно, не все так просто, как я изложил, но есть над чем подумать, а это по сегодняшнему дню и уровню наших «научных трудов» весьма немало.

Есть в книге и недостатки
«Но нужды империи имплицитно подразумевают опору на физически и нравственно здоровое население».
Хочется спросить: когда это и в какой империи такие нужды не просто прокламировались, но хоть как-то выполнялись?

«Привычка на сельских праздниках пить пиво…»
И в начале следующего абзаца:
«Для рабочих пить пиво – означало вести «городской» образ жизни…»
Так все-таки пиво – городской или деревенский напиток?

«…попытка самого глубокого анализа состояния России в начале ХХ века была предпринята в сборнике «Вехи»
Здесь возражений два: кто измерял глубину? И на каком языке думает автор? Ибо по-русски одно из двух: или «попытка анализа», или «самый глубокий»…

И вообще такого количества опечаток я давно не видел. И зачастую они мешают читать, убивают или затемняют смысл. Например долго ломал голову над словом «поданным». Кого подали? Оказалось, просто «по данным»
И совсем плохо, когда опечатки в цифрах. Ну не может быть «…среди рабочих подростков уже 93,6% имели нервные заболевания…», это же не гимназисты и студенты, про которых такое тоже сказать нельзя, но хотя бы представить можно…

Но по большому счету, это все-таки мелкие придирки. Книгу читать стоит (кого интересует, конечно,, «Откуда мы? Кто мы? Куда мы?»), даже обязательно…
А в заключение еще одна хорошая цитата:

«Осуществить экономическое развитие всего общества при сохранении социальной справедливости – вечная проблема всех реформ, которая чаще всего решается либо в пользу экономического развития за счет социальной справедливости, либо за счет социальной справедливости в ущерб экономическому развитии».

Комментариев нет: