понедельник, 9 ноября 2009 г.

…ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ, КОТОРУЮ МЫ С ТОБОЙ НЕ ВИДЕЛИ ВМЕСТЕ…


С брошюрой Галины Иванченко «ЛОГОС ЛЮБВИ» у меня получилась довольно забавная история. Когда-то мне попалась в руки книга с интересным названием, которую я купил и начал читать. Но с первых же страниц стало невыносимо скучно, все правильно и не лишено оснований, но наукообразно до зевоты, а такое я не люблю, выдержал, кажется, пару глав и отложил в стопку предназначенную на подарки или продажу. Потом снес ее в букинистический в пачке других ненужных изданий. Прошло несколько месяцев и я в книге «Развлечение и искусство» попал на статью Г.В. Иванченко «Пункты назначения: развлечения ли турпоездка?». Написанная хорошим, ясным языком, она кроме интересного взгляда на туризм и путешествия вообще, содержала еще и замечательную формулу экзистенциальных проблем современного человека. Я отметил для себя автора, как человека, труды которого стоит читать и полез в сеть, чтобы узнать, с кем имею дело.
И тут оказалось, что, кроме всего прочего, Галина Иванченко – соавтор того самого скучного сборника, что я отнес в магазин. Что за странность? Автора статьи только что прочитанной мною можно было обвинить в чем угодно, но не в скуке. На следующий день отправился в букинистический, книга была по счастью не продана и увидел, что Иванченко написала часть книги, это не семья, а соседи по коммуналке.
Тогда я снял сборник с продажи и с ним под мышкой отправился в отдел, в котором торгуют современными изданиями, где обнаружил еще целый ряд книг искомого автора. А поскольку две из них назывались соответственно «Логос любви» и «Космос любви», (обязательно прочитаю и выложу рецензию и на вторую), а эта тема некоторым образом входит сегодня в сферу моих интересов, то вместо одно минуса, я получил два плюса.
Что могу сказать об этом сочинении?
Для начала вот о чем. Книге предпослано предисловие Михаила Эпштейна, да и в дальнейшем автор не раз цитирует этого философа. Не могу остаться в стороне и я. Говоря о конце структуралистко-электронной эпохи в фидлософии, Эпштейн пишет:
«Читать, писать, ознакомлять, репрезентировать, симулировать, структурировать (… )со всеми этими видами деятельности машина (…)справляется не хуже(…) человека». А чуть выше:
«… мы возвращаемся к любви, как к новому свидетельству о человеке, едва ли не более драгоценному, чем все то, что занимало умы постструктуралистскго поколения …»
И дальше, в самом конце предисловия такое представление работы Г. В. Иванченко:
«Эта книга – симптом выздоровления мысли от тяжелого недуга безлюбия».
Могу в принципе, присоединиться к этим словам, хотя…
Есть некоторые недочеты, например, в неясной фразе о напряжение монолога Шейлока, которое «…по накалу превосходило бы сказанное в Гефсиманском саду, ибо ситуация непоправимей и безысходней…» я бы не стал так категорически утверждать о превосходстве. Все-таки никто из нас там (не в саду, а на месте Главного Героя) не был и быть не мог, а потому сравнивать непредставимое некорректно.
Но это – одна из немногих ошибок, а в целом - много интересных мыслей:
««Cogitor, ergo sum» - перефразировка знаменитой фразы Декарта, которая переводится так - «мыслюсь, значит существую…»
«Да, предельная любовь – сродни опасному открытому морю Можно оставаться на мелководье и не рисковать, но там мелкие обиды и размолвки ощутимы, а на глубине – нет»
«Непоправимость … когда тебе хочется услышать наконец 42-ю симфонию или 28-ой фортепианный концерт Моцарта»

Я только в прочитанной книжке узнал, что Моцарт написал 41 симфонию и 27 фортепианных концерта.
«Тот, кто отождествляет себя с физическим телом, будет неизменно бояться уничтожения себя как физического объекта».
Еще гроздь отличных цитат некоторые с интересными комментариями и выводами:
И. Берлин «Как правило, самое лучшее – поддерживать неустойчивое равновесие, которое предотвращает возникновение отчаянных ситуаций или неприемлемого выбора». Сказано сэром Исайей о политической ситуации, но как нельзя лучше подходит и к нашей теме, правда, почему-то опущено окончание насчет смирения.
«Спиноза в своей знаменитой «Этике» в теореме 44 говорит: «Любовь и желание могут быть чрезмерны» Следовательно, могут и не быть чрезмерны и при этом оставаться любовью и желанием».
Барт «Именно в этом и состоит фатальная сущность влюбленного: я тот, кто ждет».
Петер Вайль «… нет ничего более несовместимого, чем свобода и любовь. Полная свобода не только невозможна, но и не нужна человеку.(…) Человеку нужна не свобода, а любовь».
Но к середине книги я стал ловить себя на интересе совершенно особом. Который оказалось несколько трудно сформулировать.
Женщина-философ о любви? Это ведь уникальная возможность, потому что такое сочетание профессии и пола встречается все чаще, но почему-то к данной теме дамы обращаются редко. Может в силу такого редкого сочетания трех компонентов возникает ощущение, что Галина Владимировна не определяет любовь с помощью тех или иных терминов, а скорее пробует их на вкус, на слух, на годность…
В этом дело? В этом – особый интерес?
И да и нет…
И только к концу книги, дочитывая третье «Intermezzo» (хотя оно так не озаглавлено) я понял в чем дело – мне впервые встретилась философская книга с… лирическим героем, как в поэзии.
И в самом деле к чему, к какой философской школе можно отнести вот это:
«… у меня однажды (…) прошло лет семнадцать, прежде чем можно было уверенно говорить о решении задачи «разлюбить»
«…есть только ось бытия где-то около Полярной звезды, которую мы с тобой не видели вместе…»
«…мы с моим спутником сидели на каменной скамье Акрополя и смотрели в противоположные стороны, лишь приблизительно представляя, что видит другой».
«Иногда я понимаю, что если бы не Вы, я бы не знала, сколько всего я знаю, понимаю и чувствую…»

Намеренно или случайно госпожа Иванченко рассказала в философском трактате еще и о судьбе некой женщины, прожившей долго в ненужном браке, а теперь вдруг встретившей настоящее чувство.
И этот рассказ не менее интересен и содержателен, чем все умные слова…

PS Полез сейчас в сеть, чтобы посмотреть отчество и узнал, что Галина Владимировна умерла в августе этого года в возрасте 44 лет. Подумал, наверное надо все переписать в рецензии раз такое случилось, но потом решил пусть останется, как есть. Ведь это – все, что я могу сделать – написать о женщине, философе, поэте, чеloveке (такое слово придумал М.Эпштейн) как о живой…

Комментариев нет: