среда, 15 июля 2009 г.

Сегодня у нас несколько странный текст, но уж какой есть...


В последние годы я редко хожу в театр…
Потому что искренне считаю, что искусство это умерло и выглядит примерно так же, как дельфин в лесу или кошка в море: нелепо барахтающееся существо, которое изо всех сил цепляется за жизнь и вызывает только два чувства – жалости, как все умирающее, и какой-то стыдливой неловкости, как нечто неадекватное и (или) неуместное.
Но тут Бог сподобил меня попасть в театр. Людмила Улицкая, Марк Розовский, Райна Праудина, Екатерина Райкина. Созвездие не последних в нашей культуре имен…
Что сказать?
Не самая удачная работа Улицкой – с предсказуемыми ходами, слишком (для меня во всяком случае) национальным юмором и национальной печалью, не сильно проработанными (некоторыми) персонажами. Говорят, пьеса написана давно, но что это меняет? Да мастерства было меньше, но к постановке на сцене можно было либо переработать в общем-то сырой материал, либо просто не давать его режиссеру.
А что же насчет театра?
А все то же самое: ходят по сцене персонажи, говорят иногда смешной, чаще сентиментальный текст, все натянуто, выспренно, неубедительно и невесело. Если не можешь заставить меня заплакать – тогда хотя бы рассмеши, но юмор здесь несколько местечковый и весь на одну тему: довольно быстро надоедает. В оформлении все так же скучно, тривиально, давно известно. А то и с ошибками: солдатский ремень на парадной форме, в которой гарцует персонаж по имени Виктор, носится только с сапогами, а если он одет в ботинки тогда без ремня. Мелочь, конечно, но несколько миллионов человек, которые отслужили в свое время в СА будет раздражать, как раздражала меня.
Если честно, хотел уйти сразу после первого акта (к тому же душно в зале невыносимо, голова начала болеть), но некоторые обстоятельства личного характера удержали и пришлось досматривать.
И тут что-то случилось с актерами на сцене. Может Розовский придумал им на второе действие какой-то новый манок, может текст в этой части – лучше, может…
Бог его знает, что там произошло, только внезапно включилось некая магия и мы в зале (я во всяком случае) забыл, что мне душно и голова совсем прошла. Вдруг стало смешно и больно, сентиментальность показалась не слезливой, а слезы (и мои и актеров на сцене) чистыми и освобождающими.
И выяснилось, что Улицкая написала пьесу не для Еврейского театра, в котором тогда работала, а про любовь, про жизнь и про то, что это почти всегда больно, но одного без другого не бывает….
И что Розовский, который так и не смог победить драматургический проброс в роли солдата Виктора (А. Чернявский), справился (и с триумфом) с такой же невнятностью в образе Лизы (Е. Райкина) . Ведь пьеса, хотим мы того или нет, написана про двух персонажей (всего их там четыре) про Фиру (Р. Праудина) и Соню (Е. Товстоногова) Именно они привлекли внимание автора, именно их переживания и перемены составляют сюжет и смысл пьесы. Виктор и Лиза на периферии, несколько плакатный туповато-простодушный солдат и фактически – Белый клоун – Елизавета.
Знаете, что такое Белый клоун? Это тот, кто присутствует на сцене (арене) для того, чтобы подбрасывать реплики Рыжему, который и выдает веселые и смешные репризы. Такая подпорка, пьедестал, если так можно выразиться…
Но вот тут Розовский вместе с Райкиной и рассказывают нам о том, что не все еще мы (я) знаем об этом «мертвом» искусстве. И вдруг рядом с сочной, яркой, незабываемой Фирой замечаешь совсем неяркую, но также щемящую Лизу, которая не менее, если не более значительна, просто сделана по-другому и из другого материала.
Оказывается это яркая Фира ведет, а везет-то незаметная Лиза. И вышла из нее «безрукой» всего лишь акушерка, хорошая, но всего лишь… И жизни своей нет, и никогда не было, и никогда не будет. И слово поперек подруги и сестры осмелится сказать только раз в жизни, и …
Но держится все исключительно на ней и детей принимает она, и нравственный суд, если нужен, тоже ей отдан…
И делают это Райкина с Розовским гениально, не смотря на то, а может именно потому, что роль действительно прописана не сильно. И не широкими яркими мазками, как Праудина (почет ей и хвала, потрясающая работа, честное слово), а тонким рисунком, колонковой кисточкой, акварелью, хотя и не менее смешно и грустно…
А я и не знал, что Райкина, отличная характерная актриса, может так работать.
Как китайская акварель рядом с Босхом или Малявиным.
И что лучше?
Про молодых.
Безумно трудная работа у солдата. Марк Григорьевич, придумайте же ему, наконец, биографию и судьбу, то что вы всегда так потрясающе умели. Или у них был роман с Соней в Бобруйске и тогда понятно, чего она пугается при первом появлении Виктора с цветами.
Или не было и тогда совершенно непонятно, почему он так нежно берет ее за руку в той же сцене и она какое-то время эту руку не убирает. . Да еще и при будущей свекрови.
Хороший, похоже, актер – Чернявский, только расскажите же, что ему играть, кроме глуповатости и жизнелюбия.
О Товстоноговой . Она все делает правильно, но этого, как кажется, мало. Претензий к ней – нет, но вот на фоне ослепительной Праудина, хочется тоже некоторой яркости, живописности, иначе я не пойму, за что Фира полюбила вечно рыдающую Соню. Тут и не хватает самой малости, какой-то маленького эмоционального взрыва, яркого всплеска, танца, драки, чтобы мы увидели, что она – действительно «дочь» своей «свекрови».
А в театр я в ближайшее время все равно не пойду. Да, в этот раз мне повезло, но ведь не всегда появляется эта самая магия театра и не всегда хватает терпения и снисходительности, чтобы ее дождаться.
Хотя, с другой стороны, при чем тут театр, как таковой, может это вообще - магия искусства?

Комментариев нет: