суббота, 3 октября 2009 г.

ЗАПИСКИ КРАСНОГО ДИРЕКТОРА


Никак не могу вспомнить, почему я собственно купил книгу Ли Якокки «КАРЬЕРА МЕНЕДЖЕРА», наверное потому что на одной из последних страниц была цитата непонятно откуда - «Феноменальный всемирный бестселлер», а после нее выписки из всех главных газет и журналов Америки в таких же превосходных тонах. Мы все и давно привыкли, что реклама врет, но – тут такие солидные издания, тем более с такими захлебывающимися интонациями …
Прочитал…
И уже в середине прочтения почувствовал что-то страшно знакомое, какой-то привкус…
Нет, так вообще нормальные мемуары: истории, люди, пейзажи.
Симпатичные зарисовки, например, такая - Якокка впервые прибыл на станцию возле правления и заводов «Форда», где ему предстояло проработать больше тридцати лет и спросил у первого встречного:

«Как добраться отсюда до Дирборна?»
«Ступайте прямо на Запад. Это около 16 километров».

Точные лаконические оценки и почти афористические фразы, хотя это, наверное, можно отнести за счет журналиста, который помогал «великому» в написании мемуаров:

«…я бизнесмен, я могу урезать от чего угодно 5% и вы даже не заметите этого…»

« … напоминает маленького мальчика с большой собакой, который стоит и ждет, в какую сторону двинется собака, чтобы потом повести ее на поводке именно в этом направлении…»

Курьезные опечатки, например, такая:

«Но зато отец разрешил мне сесть за руль машины в шестнадцать лет. Так я стал единственным ребенком (…) который прямо с трехколесного велосипеда пересел за «Форд».
Так и представляешь себе здоровенного парня (наш автор более метра восьмидесяти ростом) на трехколесном велосипеде…

И тоже свойственные любым мемуарам банальности:

«… мне в дальнейшей работе значительно больше забот доставляли шарики, отсутствующие в головах сотрудников, чем в шарикоподшипниках. ..»

приукрашивание себя:

«Я дал понять, что мириться с этим не намерен». –
это после того, как рассказал, что терпел издевательства босса почти два года.

и прямая ложь, как на страницах где он рассказывает о бездарности Генри Форда-младшего, как владельца компании, а потом вскользь упоминает, как тот спас фирму сразу после войны.
Нормальные такие мемуары с фотографиями, с которых смотрит не самый симпатичный персонаж (я бы с таким работать не хотел), с карикатурами, с оправданиями против «клеветы» газетчиков.
Я, правда, так и не понял, за что такие дифирамбы господину Якокке расточали во всех СМИ. Вполне возможно, что в тот момент (по смыслу ясно, что вышли мемуары в середине восьмидесятых годов) все эти рассуждения были актуальны, но сегодня ничего нового в книге нет - никаких откровений, секретов, и даже простых хитростей.
Такие «Записки Красного Директора»…
«Как? – изумится читатель, - Эта акула капитализма – и красный директор? Приятель многих известных бизнесменов, национальный символ свободного предпринимательства, почти герой Америки? Не смешите меня…»
Согласен, акула: вот он рассуждает, что у правительства ума не хватит командовать экономикой, вот выступает против социальных пакетов – медицинских страховок, ранних пенсий и т.д.; вот открещивается от слов, которые он явно сказал - «безопасность плохо продается».
И с символом и с героем согласен… Только…
Только красный директор, по-моему, это не определение отношения к марксизму, и не географический термин…
Скорее временной…
Как ныне представляется, это определение ушедшего навсегда поколения и типа людей, которые верили в свое дело, отдавали ему всего себя до конца, ( и не верьте словам Якокки «да карьера у меня сложилась чудесно и успешно, но что она значит по сравнению с моей семьей», он и сам им не верил, что хорошо видно в книге) не щадили ни себя ни людей за это дело, хотя старались заботиться и о своих работниках…
И что еще?
И еще ничего не понимали ни в чем, кроме своего дела…
Чем не портрет Красного Директора?
Найдите хотя бы одно отличие этого портрета от Якокки…
Вы не согласны с последней характеристикой?
Тогда вот вам несколько рассуждений нашего автора:

«… только в Америке мы позволяем идеологии одерживать верх над требованиями безопасности…»

«Мы были в отчаянии и хватались за любую соломинку. Это была демократия в действии».

И длинное рассуждение на пятьсот пятнадцатой странице, когда он говорит, что не понимает, почему нация у которой был Крайслер и Форд испытывает трудности с автомобильной промышленностью? Почему нация у которой были Фультон и братья Райт испытывает трудности с авиацией и морским транспортом? Почему нация у которой был Эдисон испытывает трудности с разными техническими приспособлениями и приборами?
Не правда ли похоже на рассуждения наших ветеранов о былом величии? Простой ответ ни им, ни мистеру Якокке в голову не приходит –
Потому что изменилось время, страна и люди…

В общем, если вы хотите узнать что-то новое о бизнесе – возьмите другую книжку.
Но если хотите постигнуть поколение наших отцов, а ваших дедов – прочтите Якокку…

Комментариев нет: