вторник, 6 октября 2009 г.

ПОХОЖЕ, НЕ НАДО ЩЕЛКАТЬ ПАЛЬЦАМИ…


Книга Оливера Сакса «АНТРОПОЛОГ НА МАРСЕ» состоит из семи историй, точнее из историй семи человек, подверженных разным, в основном психическим недугам. Несколько лет назад я читал работу того же автора «Человек, который принял жену за шляпу», она оставила очень симпатичное ощущение – разговора с вдумчивым и интеллигентным человеком – и я немедленно купил новую книгу.
И не пожалел…Потому что тут есть над чем подумать…
Однако сначала, чтобы не держать их в голове, несколько технических моментов.
Вышедшая в серии «PSYCHOLOGY», издательства АСТ, как и все в этой «обойме», книга в целом производит очень приятное ощущение общей подготовленности и внимания к тексту, но все же не обошлось без досадных ошибок. Я наткнулся на две:
На стр. 337 в сноске написано:
«Слово «согрешение» в отличие от слов «сила» и «слава», не входит в молитву «Отче наш», а следует за ней в следующей строке «Евангелия от Матфея» (6:14)
Однако «согрешение» точно так же не входит в молитву, как «сила» и «слава», и добавлено к ней только в этом месте «От Матфея», но в стихе 13, а не 14.
А на стр 209 тоже в сноске читаем:
«Палимпаст – рукопись, писанная на пергаменте по смытому или соскобленному письму».
На самом деле такая рукопись называется полимсест, а полимпаст – вообще не существующее слово, созданное видимо из двух терминов – уже известного нам полимсеста и полиспаста – довольно сложного грузоподъемного устройства.
Но это мелкие придирки, о которых возможно и говорить бы не стоило, но на общем фоне хорошей редакторской подготовки торчащие, как гвоздь в ботинке.
Однако вернемся к книге. Итак семь историй, но я хотел бы поговорить здесь в основном о последней, привлекая остальные эпизодически. Почему? Потому что это история женщины-аутистки, Темпл Грандин, ставшей профессором философии и заведшей свой собственный бизнес. Что совершенно немыслимо при ее диагнозе, потому что аутизм…
Хотя нет, никто сегодня точно не знает, что это такое, поэтому воспользуемся первым попавшимся определением, например, из Википедии:
«Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением»
Вот эти «отклонения в социальном взаимодействии и общении» и делают для аутиста абсолютно недоступными университетскую кафедру (а Темпл – читает лекции), и бизнес, потому что он всегда – контакты с другими людьми.
Чтобы понять проблему, достаточно просто вспомнить фильм «Человек дождя», где Дастин Хоффман играет как раз аутиста. Сложно представить такого человека за столом переговоров или во время лекции, правда ведь?
Тут у нормального читателя может возникнуть естественный вопрос: а почему нас вообще касаются проблемы какого-то психа?
У меня есть три ответа: во-первых, потому что аутистов в мире становится все больше и больше. Некоторые теории полагают, что родители с математическим, слишком абстрактным складом мышления, как раз и плодят таких детей (аутизм проявляется с раннего возраста), а таких родителей становится все больше и больше, потому что бесконечное погружение в компьютер, работа с цифрами становится все более массовой (см. бесконечные анекдоты о программерах и сисадминах) и, вполне возможно, что мы стоим перед надвигающимся валом аутизма.
Вторая причина, почему это может быть интересно для многих людей, а не только для психиатров, высказана несколько сот лет назад великим врачом Уильямом Гарвеем
«Природа наиболее полно приоткрывает завесу над своими тайнами и загадками, когда сворачивает с проторенной дороги». (тоже взято из «Антрополога на Марсе»)
А третья? Прочитайте этот список: Ван-Гог, Достоевский, По, Теннисон, Флобер, Мопассан, Кьеркегор, Льюис Кэрролл, Сократ, Будда, Ньютон, Стриндберг, Распутин, Паганини, Пруст, Эйнштейн Барток, Бальзак, Бодлер, Брук, Бернс, Байрон, Бронте…
Последняя строчка содержит фамилии только на «б» потому что из огромного перечня взяты только те, что начинаются на эту букву. Так вот все перечисленные, по мнению сегодняшних ученых, люди, которые страдали тем или иным психическим расстройством – височной эпилепсией, аутизмом, маниакально-депрессивным психозом.
Так вот, в книге Сакса рассказаны истории о семи таких людях, которые были больны и пытались встроиться в жизнь, невзирая на свою болезнь или в борьбе с нею. Упоминаю только тех, что запомнились:
Художник, потерявший цветовое восприятие, американец, слепой с детства, которому по требованию жены, сделали операцию и вернули зрение, хирург, страдающий синдромом Туррета, а по простому – тиком. И наконец, дама, о которой я уже упоминал: Темпл – профессор и бизнесмен.
Что у них у всех общего и почему они собраны в одной книжке?
А общего у них то, что все они свою болезнь встроили в собственную жизнь и жизнь эта, ущербная с «нормальной» точки зрения, оказалась полна и насыщена.
Художник, потерявший ощущение цвета (« … начал отдавать предпочтение пище по природе черной или белой: черные оливки, белый рис, черный кофе и белый йогурт. Эти продукты выглядели естественно, в то время, как другая еда представлялась ненатуральной) перешел на графику и преуспел.
Слепой, которому вернули зрение, «Через пять недель после хирургического вмешательства, в результате которого к нему возвратилось зрение, он часто чувствовал себя более неуютно и неуверенно, чем в бытность слепым» и нашел выход в повторной слепоте.
Хирург с тиком, во время операций забывал о своей болезни и только устроил все так, чтобы его никто и ничто не отвлекало.
Об успехах Темпл я писал выше. Как она этого достигла? Аутист, « … его видение мира… не приемля концептуальности, отображает «истинную» действительность, пусть и статичную.»,
То есть такой человек видит только то, что есть, без примеси эмоций, памяти, груза образования. Не знаю, как кто, а мне бы хотелось так посмотреть на мир. Да, ей было трудно, Темпл даже построила специальную машину, в которую ложилась и, двигая рычагами, сжимала сама себя, достигая ощущения покоя и расслабленности – то, что мы получаем от объятий наших близких, но… Но это была по своему полноценная жизнь…
Она даже сказала, что «… если бы у меня была возможность щелкнуть пальцами и тем самым освободиться от аутизма, я не стала бы этого делать…» И поскольку она – аутист, ей можно верить, они не умеют лгать…
Закончить я хочу несколькими цитатами из книги Оливера Сакса. В которых он изредка намекает на в общем-то крамольную мысль:
«… почему бы такие понятия как «здоровье» и болезнь» рассматривать не с устоявшейся точки зрения, а с точки зрения способности организма адаптироваться к недугам».
« Парадокс болезни заключается в ее созидательном, полезном для человека потенциале».
И наконец, цитата из виднейшего специалиста в аутизме, именем которого даже называют этот самый синдром, Ганса Аспергера:
«…интеллект аутов, это интеллект едва затронутый традиционной культурой…»
Не плохой и не хороший, а просто другой…

Комментариев нет: