пятница, 23 октября 2009 г.

МУЖЕСТВО И СМИРЕНИЕ, КАК НАУКА


Если вы хотите провести несколько вечеров с умным человеком, который в состоянии в привычном увидеть то, что не всякий увидит, не испугаться того, что открылось (а в привычном можно найти много всякого такого, что внушает страх) и не бояться рассказать об увиденном людям, купите себе книгу сэра Исайи Берлина «ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. ЕВРОПА» и не спеша прочитайте ее.
Пишу именно о ней, хотя она составляет только часть двухтомника, вторая половина называется «ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. РОССИЯ», но ее я прочел раньше и, хотя буду пользоваться выписками из этой книги тоже, (могут быть неточны, так как не нашел книгу у себя и не сверил цитаты) пишу о только что прочитанной, поскольку ощущения свежее, а никаких противоречий они между собой не имеют. Просто дополняют друг друга…
Рижский еврей, эмигрировавший из России сразу после революции, был возведен в рыцарское звание, стал президентом академии наук Англии и одним из виднейших идеологов либерализма.
И было за что. Он, как и Аверинцев, не написал Большой книги, но почувствуйте своеобразие его мысли и речи хотя бы из таких примеров:

«…мифы для истории важны не менее, чем породившие их факты…»
«Триумф деспотизма наступает тогда, когда рабы говорят, что они свободны».
«…без общественного сознания люди становятся орангутангами, без эгоизма – смирными жако…»


А вот характеристика сути марксизма - при этом Берлин признает, что многое Маркс увидел и понял верно, но:

«Идея научно обоснованного разделения людей на добрых, которые могут спастись, и дурных, которые заведомо спастись не смогут, стала поворотным пунктом истории».

А вот пара цитат из Герцена (книга о России) , которые заставляют совершенно по новому посмотреть на этого мыслителя:

«…массы желают правительства, которое управляло бы ими для них, а не против них, как теперешнее. Управляться самим им в головы не приходит…»
«…мало не признавать преступлением оскорбление величества, нужно признать преступным благо народа…»


Можно еще говорить о точном и жестком анализе рационализма, национализма, о размышлениях сэра Исайи по поводу происхождения фашизма…
Можно привести цитату из предисловия, в которой сказано, что «…его радиолекции были популярнее мыльных опер…»
Можно рассказать о том, что приехав в Россию в 1945 году после длительного перерыва, он встретился с Ахматовой и эта единственная встреча произвела неизгладимое впечатление на Анну Андреевну и вспоминалась ею до самой смерти.
Все это важно и добавляет какие-то новые черты к портрету Берлина, однако, похоже, как-то не передает самой сути этого человека.
А в чем она? Ощущение собиралось из каких-то мелких мазков.
Где-то в начале книги встретилась такая фраза:

«… платоновский идеализм, согласно которому, во-первых, на любой важный вопрос есть, как в науке, один, и только один, верный ответ, а все остальное – ошибочно; во-вторых, должен быть надежный путь к его открытию, и в-третьих, верные ответы, если их найти, должны совместиться друг с другом, образуя единое целое, потому что истина не может быть несовместимой с другой истиной».
И самый конец главы, который имеет непосредственное отношение к только что приведенным словам:
« Многие и сейчас в это верят».

Вот цитата из неведомого мне автора по имени Schumpeter J A

«Осознать относительность своих убеждений и все же твердо отстаивать их – вот что отличает цивилизованного человека от варвара».

Вот встретился вопрос:

«Если я угнетен, стану ли я свободнее, согласившись на угнетение?...»

Вот вдруг промелькнули эпитеты, которыми Берлин наградил наше время ( из статьи о Жозефе де Местре, мыслителе конца18 - начала 19 века, поэтому «будущее» – это как раз сегодня):

«… кошмарные очертания нового порядка…»
«… леденящую картину будущего…»

Чтобы разобраться в собственном ощущении, пришлось перечитать некоторые статьи, и вот в одной из статей нашел такую фразу:

«Как правило, самое лучшее – поддерживать неустойчивое равновесие, которое предотвращает возникновение отчаянных ситуаций или неприемлемого выбора.
Больше всего тут нужно смирение».


И, как кажется, до чего-то додумался
Наверное, дело в том, что сэр Исайя – блестящий ученый, знаток самых разнообразных наук и теорий, историк и философ – был еще и абсолютно бесстрашным человеком. Он прожил длинную жизнь, многое видел, и понимал, что жизнь – вещь жестокая и негуманная, но что единственные ценности в этой жизни – любовь и свобода. Хотя и то и другое не даются даром и никогда не могут (не должны) послужить к угнетению кого-то другого. И он учит этому нас не только своими текстами, но и отношением к жизни…
Сэр Исайя был атеистом, но редко у какого верующего человека встретишь такое мужественное приятие Божьего мира. С пониманием всего ужаса человеческого существования, но без ненависти, злости и желания все переделать по своему.
В общем, со смирением…

Комментариев нет: